346513, г. Шахты, Ростовская обл.
пер. Шишкина, 162, оф. 229, 230
(8636) 22-60-79, 23-80-74




Курс валют
USD
65.1738
EUR
75.8623

Погода г. Шахты
+3°
  • вечером
    +2°
  • ночью
    +1°
  • утром
    +1°
по данным www.gismeteo.ru

Почему российский малый бизнес отстает по-крупному

Одним из главных факторов развития современной экономики является сильный сектор малого и среднего бизнеса. Однако за последние два десятилетия успехи нашей страны в этом направлении оказались более чем скромными. И, если раньше с этим еще как-то можно было мириться, то в ситуации резкого падения темпов роста и возможного ужесточения санкций со стороны Запада вопрос встает ребром: либо мы придадим заметное ускорение данному сектору, либо нас ждут впереди еще более тяжелые времена.

России за весь постсоветский период так и не удалось создать по-настоящему эффективную систему поддержки предпринимательства. Это стало одной из причин слабого развития малого бизнеса в стране. Между тем в мире накоплен большой и положительный опыт помощи бизнесу. И, как полагают эксперты, его необходимо использовать, адаптируя к местным условиям. Недавно любопытное исследование на эту тему провела «ОПОРА РОСИИ». В этом труде, озаглавленном «Факторы стимулирования предпринимательства в России и в мире», была проанализирована практика 19 стран и подготовлены рекомендации для России. По словам председателя попечительского совета организации Сергея Борисова, полученные данные свидетельствуют о том, что государства, проводят различную политику поддержки бизнеса. Эти различия обоснованы, поскольку текущая ситуация с предпринимательством в каждой стране разная. Различны также исходные экономические, демографические, социальные и прочие условия жизни граждан в государствах. Однако, как подчеркивает эксперт, нам надо внимательно присмотреться, что делается в других местах, понять, что показало свою эффективность, а что не оправдало себя. Это позволит России в быстрые сроки переформатировать собственную систему стимулов.

Давно известно, что сравнение – это самый эффективный ключ к пониманию реалий. Сопоставление разных систем поддержки бизнеса дает наглядную картину того, почему в одних странах он активно развивается, а в других стагнирует. К сожалению, Россия относится ко второму лагерю. У нас лишь 25% экономически активного населения работают в малом бизнесе, тогда как в Бразилии – 50%, в Германии, Мексике - 60%. Вклад малого бизнеса в ВВП нашей страны еще более скромный – 21%, в Бразилии - 40%, в Испании, Греции, Норвегии - 65-75%. Зато доля крупных предприятий у нас в 2,2 раза выше, чем в ФРГ, в 5 раз больше, чем в Финляндии, и в 10 раз больше, чем в Испании. Это означает, что вся наша экономика гораздо менее разворотливая, чем в этих государствах.

Отстаем мы от многих стран и по скорости регистрирования новых компаний. В Австралии бизнесмены затрачивают на эти цели 1,5 дня, а у нас – 15. К тому же сделать в России это существенно трудней. У нас так и не внедрена в массовом масштабе система одного окна, людям приходиться обегать инстанции. А вот во Франции не просто существует такая система, там идет накопление всей нужной информации о фирме. Даже в Индонезии этот процесс минимизирован, достаточно прийти в инстанцию один раз – и ты владелец предприятия. К тому же во многих странах подача документов происходит в электронном виде, что экономит время и деньги.

Впрочем, не стоит придавать этому фактору большего значения, чем он имеет реально. Турция, занимая место в рейтинге Doing business по показателю «Регистрация предприятий» существенно ниже, чем Россия, а также имея значительно ниже долю людей, имеющих образование, смогла добиться размера вклада сектора в ВВП страны на уровне развитых европейских и азиатских стран. В мире сегодня распространена практика создания институтов уполномоченных для работы с малым бизнесом. В России так же есть свой омбудсмен. Однако у нас его сфера деятельности в основном сводится к приему жалоб на чиновников. В самых же подвинутых в этом направлении странах он так же занимается определением приоритетов развития сектора, мониторит условия его работы. Для России одна из самых острых проблем – доступность малого бизнеса к финансовым источникам. Нельзя сказать, что деньги ему банки не дают, однако далеко не каждая компания имеет шанс их получить.

Объем кредитования банками малого бизнеса должен превышать объем кредитования крупного бизнеса. Такой принцип действует в Великобритании, что обеспечивает Соединенному Королевству лидирующие позиции в экономической сфере. В Англии с 2012 года работает программа кредитования этого сектора. За прошедший срок страна по этому параметру вышла на первую позицию в Европе. В Австралии получение кредитов компенсируется предоставлением льгот. Для увеличения доступности малого бизнеса к финансовым источникам требуется наличие гарантийных фондов. В США это важный инструмент развития этого сектора. Гарантийные фонды предоставляют обеспечение без ограничения по суммам; сколько надо предпринимателя, столько он и получит. В Индонезии и Турции она равна 70% от размера кредита. Проводившиеся исследования показывают: компании, пользующиеся услугами гарантийных фондов, растут в 3 раза быстрей, чем те, кто этого не делают.

По оценке экспертов, у нас не умеют кредитовать «Газелей» - быстрорастущие компании. Их всего 5-7%, но они дают до половины прироста объемов производства малого бизнеса. Еще одно очень эффективно средство – сочетание господдержки и с венчурным кредитованием. Те фирмы, кто финансируется таким способом, растут в среднем на 57% в год, кто нет – только на 15%. Новый вид помощи малому бизнесу – краудфандинг - коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. В Австралии существуют 16 таких платформ, совместно они профинансировали проекты на сумму в 135 млн. долл. Опросы российских предпринимателей однозначно говорят о том, что на первом месте для них стоит кадровый голод. 47% респондентов указывают, что испытывают нехватку квалифицированного персонала. Отсюда проистекает застой в развитии многих компаний. Эта проблема дополняется вялой предпринимательской активностью россиян. Лишь 2% наших граждан хотят заниматься бизнесом, только 12% считают, что в России созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Это один из самых низких показателей среди вошедших в исследование стран.

В России, по данным опроса, 70% граждан не имеют среди знакомых бизнесменов. Из этого вытекает однозначный вывод о необходимости образовательных программ для малого бизнеса. Причем, желательно их начинать, как можно раньше. В мире это прекрасно осознают. В 14 членов Европейского союза в учебных заведениях изучают азы предпринимательства. В Польше, Литве, Румынии обучение этому предмету в школах является обязательным. Очень благоприятствует росту предпринимательской активности практика наставничества. В России оно практически не развито. Между тем, менторские программы в зарубежных странах создают условия, которые влияют на желание конкретных людей идти в предпринимательство. Опыт Австралии свидетельствует о том, что наличие профильного интернет-портала, обеспечивающего начинающим предпринимателям возможность получить доступ к менторской поддержке и бизнес-консультированию в различных регионах, создает уверенность для простых граждан в возможности начать свое дела и стать успешным Хороший эффект дают специализированные программы для отдельных социальных групп. В США действуют курсы предпринимательства для отставных военных, для женщин. А так же специализированные программы для регионов. В Аргентине было поддержано 9 тыс. подобных проектов. В северо-западных штатах Индии, расположенных в горных территориях, удалось дать толчок предпринимательству, что свидетельствует, что даже в непростых условиях возможно создать предпринимательскую среду, создавать источники для самозанятости, и удерживать жителей от переезда в другие регионы страны. В России же вообще мало известно о мерах поддержки бизнеса со стороны государства. Опросы дают такой малоутешительный результат: лишь пятая часть бизнесменов что-то знает о них. Отдельная тема – самозанятость. В ситуации роста опасности увеличения безработицы, эта тема приобретает особенную актуальность. Во многих странах уделяется большое внимание поддержки start up. У нас пока это не стало распространенной практикой.

Без развитой инфраструктуры малый бизнес не может успешно развиваться. Чтобы помочь начинающим предпринимателям, нужны бизнес-инкубаторы. В нашей стране их пока всего 120, в ЮАР – свыше 200. А вот в Китае – 1,5 тысячи. Как замечает Сергей Борисов, особенно эффективны бизнес-инкубаторы при формировании производственных кластеров. Сегодня в России их создается 25. из них 14 с помощью государства. Самое время строить подобные объекты, где бизнесмены заняты исключительно своей основной производственной деятельностью и не отвлекаются на посторонние занятия. К этому примыкает фактор развитости инженерной инфраструктуры. Для нашего бизнеса подключиться к электросетям - большая проблема, к тому же очень накладно. В Индонезии, в Индии существуют специальные программы для снижения таких издержек, а во многих развитых экономиках все уже готово, только приходи, тебя сразу подключать к энергопитанию. Нельзя не сказать об инновационном потенциале малого бизнеса. В России он пока низкий. С 2009 в нашей стране подано 35 тыс. патентных заявок, 2013 годы - 45 тыс. Вроде бы есть рост. Однако в 2013 году 28 тыс. заявок принадлежат гражданам других государств. Таким образом, активность россиян невысокая. Количество всех наших патентов равно числу патентов компании Самсунг. В Германии значительные средства направляются на поддержку исследовательской инфраструктуры в компаниях малого и среднего бизнеса. К сожалению, в России поддержка НИОКР находится на низком уровне, что приводит к слабой инновационности российского бизнеса.

По большому счету в России отсутствует система поддержки инновационного бизнеса, он варится в собственном соку. Во Франции инновационные компании на 4 года освобождаются от страховых платежей. И, конечно, нельзя обойти темы коррупции. 8% бизнесменов считают ее препятствием для развития бизнеса. Исследование вопроса показывает: 8% от общего размера дохода большого бизнеса уходит в коррупционные отвалы. Легко представить, что и в малом бизнесе положение не лучше. Впрочем, не мы одни страдаем от этого недуга. В Бразилии потери от коррупции оцениваются в 2% ВВП или в 146 млрд. долл. Другим товарищем по несчастью является Индонезия. За последние 10 лет принято существенное число мер, направленных на противодействие коррупции, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. При этом успехи на этой ниве минимальны. Страна, по-прежнему, находится во второй сотне стран по Индексу восприятия коррупции Transperancy International. Однако вряд ли это нас может сильно порадовать. Слабый малый бизнес ведет к однобокому развитию экономики, она у нас плохо диверсифицирована. В странах Европы, Японии, США именно во многом благодаря малому бизнесу многоотраслевая экономическая структура. У нас же, как известно, засилье крупных, преимущественно монопродуктовых предприятий. Сходная ситуация в Китае, там тоже много крупных производств. Но благодаря мощному подъему малого предпринимательства удалось разнообразить промышленный ландшафт. Даже в Южной Кореи, где много лет делался акцент на развитие чебулей, отходят от этой политики в направление созданию небольших производств. Уже давно все поняли: будущее за Интернет-экономикой. В мире стремительно нарастают объемы Интернет-продаж. В России они составляют 5-7%, в ЕС – 26%, а в Швеции – половина. Как это не покажется многим странным, но малый бизнес обладает большей устойчивости к неблагоприятным событиям, чем большой. В кризис 2008 году крупные компании снизили налоговые отчисления на 5%, а небольшие предприятия в целом их увеличили на 22%. Развитие малого предпринимательства – это гораздо более надежная подушка безопасности, чем создаваемые государством резервные фонды. Люди не должны бояться открывать свой бизнес. В ЕС, особенно в США многие молодые люди это делают по 5-7 раз, пока не добиваются успеха. И никто их не осуждает, наоборот, помогают, так как понимают, насколько это сложное занятие. Наша беда в том, что отечественная система поддержки малого предпринимательства носит вид лоскутного одеяло. Разные ведомства разрабатывают свои программы, а системного интегратора между ними нет. Вот и получается, что 49% новых бизнесов прекращают существование в течение первого года. Это очень много, это огромное транжирство и денег и времени. Мировой опыт свидетельствует о том, что целый ряд стран имели плохие стартовые условия в части предпринимательства: высокие административные барьеры для открытия бизнеса, низкий уровень образования. Однако, благодаря восприятию предпринимательства как важнейшего инструмента в общественной системе, им удалось добиться существенно лучшего прогресса в плане стимулирования развития предпринимательства. Такое « экономическое чудо» пора сотворить и нам.

Источник инфомации: rcsme.ru

Вернуться к списку




© 2012 МФ СПРБ Яндекс.Метрика г. Шахты /ул. Шишкина/ д.162 / офис 229 / тел.: (8636) 22-60-79 / 23-80-74 / mfpmp@inbox.ru Поддержка «Юнисофт»
×